Общая характеристика ООП НОО
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются следующие характеристики для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): - центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; - развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: - личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; - метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); - предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: - закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; - формируются универсальные учебные действия; - развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д. связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава; • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Перечень формирования универсальных учебных действий (далее УУД), программ отдельных предметов, программу духовно - нравственного развития, программы здорового и безопасного образа жизни
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.Каждый из предметов УМК «Школа России», «2100», «21 век», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: • Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей; • Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; • Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы. Формирование и освоение указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках УМК «Школа России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации. Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Образовательные системы «Школа 2100», «21 век» накопили огромный опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учеников и достижение ими личностных и метапредметных результатов. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и вне учебного процесса. Воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления. Заданные стандартом, УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно - психологических особенностей обучающихся. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, рабочих программах педагогов. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио (раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения. По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты. • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; • Воспитание нравственных чувств и этического сознания; • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность.
Внеурочная учебная деятельность находится на грани учебной и воспитательной работы, является большей частью работы с одаренными детьми и несет в себе большой воспитательный потенциал. Важнейшим компонентом воспитательной системы является её цель. Основная цель воспитательной работы школы - создать условия для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других. Данная работа направлена на развитие социально-адаптированной личности, способной использовать полученные предметные знания в дальнейшей учебе и работе. Над проблемой вовлечения в секционно-кружковую работу большего количество детей постоянно работает вся система школы. Именно поэтому особое место в воспитательной системе школы занимает блок дополнительного образования. Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности учителей, воспитанников, родителей, социально-педагогической службы, педагогов дополнительного образования, МБДОУ № 42, 48, 39, 58, 63, колледжа искусств, компьютерной школы «ИНКО», английского лицея, ДДТ «Юность», ДЮСШ, ЦВР, В/Ч № 10103, МГУЗ ГДП №1, Краевой библиотеки им. Крашенинникова, музеев города, комитета по делам молодежи, ТОМ, ГИБДД. Цель такой работы - создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения. Такое сотрудничество направлено на решение проблемы детей самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих различные отклонения в учебе или поведении и обеспечивает целостный процесс социального воспитания. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, с учётом пожеланий родителей и интересов учащихся предлагаются следующие программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, которые имеют следующие направления: 1. Спортивно-оздоровительное направление - обеспечивает комплексное физическое развитие ребёнка через систему спортивных, оздоровительных мероприятий. • Футбол (Шкуровский Ю.С., ДЮСШ №4) • Самбо (Федоренко М.А., ДЮСШ №4 ) • Плавание (ДЮСШОР) • Шахматы (Воробьева J1.B.) • Уроки спецмедгруппы. • Система физических упражнений на уроках: физминутки по Базарному, зрительная, дыхательная гимнастика. • Система оздоровительных занятий на аппаратах БОС (Ткаченко И.Б., Шеремет О.В.) • Уроки Здоровья, превентивное обучение. • Традиционные спортивно - оздоровительные мероприятия: малые олимпийские игры, туристический слет, эстафета «Мама, папа, я - спортивная семья» • Акция «Спорт против наркотиков» 2. Художественно-эстетическое направление • Кадетский хор (Ковалихин В.М.) для детей 7-12 лет предполагает воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской музыкальной культуры. • Танцевальное объединение «Дети Севера» (Кергилъхот Л.C.) программа направлена на активное познание культуры самобытного Камчатского края. • «Студия - APT» (Долгинцева B.C.) предполагает непрерывное образование детей в изобразительной деятельности, которое включает: формирование зрительных представлений, развитие чувства цвета, ритма, композиции, эстетического и художественного вкуса. 3. Общеинтеллектуальное направление • Марафон знаний (Суслова Е.А., Цыган Е.Р.) способствует формированию способности к эффективному и нестандартному мышлению, которое дети переносят на другие предметы и используют при решении жизненных ситуаций. •Программа «Младший школьник - юный исследователь» (Луконина Н.В.) ориентирована на развитие творческой личности и предполагает повышение мотивации к познавательной деятельности, формирование первичных умений самостоятельной исследовательской деятельности, развитие личностных качеств ребёнка, адекватной жизненной позиции, способности к самопознанию и творчеству, расширение знаний и представлений об окружающем мире. 4. Общекультурное направление • «Азбука толерантности» (классные руководители) система классных часов, направленная на воспитание толерантности, позволяющая формировать терпимость, взаимопонимание, уважение к людям. • «Развитие творческих способностей» (Ткаченко И.Б.), «Адаптация первоклассников с учетом гендерных и возрастных особенностей развития» (Пронина Н.Р.) - обеспечивает на занятиях психологии максимально возможное для каждого ребёнка развитие способностей, необходимых для академического и личного успеха. 5. Социальное направление • Программа ЮИД «Зеленый свет» (Глек О.Б.) направлена на изучение ПДД учащимися начальной школы, профилактику дорожно-транспортного травматизма, развитие коммуникативных качеств личности для более ответственного и осознанного поведения на дороге. Реализация программы предполагает совместную деятельность учащихся начальной, средней школы с воспитанниками детских садов. В рамках системы работы школы учащимся предоставляется возможность попробовать себя в разных областях и сделать свой выбор. Предлагаются различные технологии и формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования, исследования, тренинги.
Направления работы с одаренными детьми начальной школы.
1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:
* проведение методических семинаров; * обучение на курсах повышения квалификации; * подбор и накопление методических разработок, педагогической литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем: * обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; * знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; * выявления, мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка. 3. Систематически организованная работа по обучению младшего школьника исследовательской деятельности через объединение «Умники и умницы» в рамках реализации программы «Младший школьник - юный исследователь». 4. Организация и проведение творческих конкурсов, предметных олимпиад, «Марафона знаний», позволяющих ребенку проявить свои способности.
Работа с одаренными детьми.
Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин. Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Локальные акты, регламентирующие осуществление основной образовательной программы в учреждении в части формирования и реализации ООП НОО.
Образовательное учреждение обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: - с уставом и другими документами (должностные инструкции всех педагогических кадров), регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении; - с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающим ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
1 2 3 4 |